В алфавитном порядке.

много гномов

Название: Молчаливые сестры
Статус: действующая
Описание:
Орден был основан Совершенной Астит Серой, гномом-воительницей, которая выступала за право женщин быть солдатами. Поняв, что к ее словам никто не прислушивается, Астит вырвала себе язык и полностью отдалась тренировкам, что в конечном итоге позволило ей победить в Больших Испытаниях голыми руками.
Женщины, вступая в орден, вырезают языки в дань уважения жертве Астит Серой, первой женщине-совершенной из касты воинов. Молчаливые сёстры держат ножи, которыми вырезали язык, при себе, хотя никогда не используют их в качестве оружия.
Молчаливые сёстры дают клятву никогда более не издать ни звука, даже если испытывают сильнейшую боль. Вместо слов они пользуются языком жестов; для тех случаев, когда приходится взаимодействовать с теми, кто этого языка не понимает, есть переводчики, однако встречаются они довольно редко
Из-за ограничений, накладываемых членством в ордене, в Молчаливые сёстры уходит довольно мало женщин.
Каста соискательницы не играет никакой роли. Орден принимает всех воительниц, кто либо уже проявил себя, либо полон решимости это сделать. Для вступления гномка обязана принести обеты и пройти испытание (англ. "blooding"). Она будет считаться полноправным членом Ордена, когда примет обет молчания, который включает в себя отрезание языка, и победит противника на Испытаниях. Молчаливая сестра не может позволить себе проиграть, поэтому сражение с ней идет до смерти.
Молчаливые сёстры — ярые приверженцы правящего королевского дома Эдукана.

Название: Легион Мертвых
Статус: действующий
Описание:
Легион Мёртвых ― знаменитое воинское подразделение гномов, которое и воспевают, и опасаются одновременно. Многие осуждённые преступники предпочитают вступление в Легион изгнанию или потере касты. Также в него вступают уже лишённые касты гномы, надеясь, что это придаёт некоторую респектабельность имени их рода.
При вступлении в Легион все записи о криминальном прошлом гнома стираются. Легионеры спускаются на Глубинные тропы, чтобы сражаться с порождениями тьмы, плечом к плечу до самой смерти. Для новобранцев проводят ритуал, напоминающий похороны. Он начинается с песен и тостов, а завершается прощанием новобранца с семьёй и друзьями, теперь для всех он будет мертвецом. В действительности, гномье общество и так относится к легионерам, как к покойникам. Предполагается, что они тратят оставшиеся дни жизни на выполнение своего обета. Из Легиона есть только один выход ― доблестная смерть на Глубинных тропах.
Как правило, легионеры украшают себя мрачными татуировками и предпочитают носить тяжёлые доспехи. Когда кто-то из них погибает, остальные хоронят его ― возвращают в Камень ― и празднуют тот факт, что их соратник наконец обрёл покой.
Не то чтобы добровольное вступление знати в Легион было чем-то неслыханным, но случается такое исключительно редко. Также в Легионе нет запрета на присоединение к нему представителей других рас, однако единственным известным человеком-легионером был Аврелиан Пентагаст, опозоренный в 8:60 году Благословенного века во время борьбы за трон Неварры. Хотя эльф Виллем Триалмонт, сражавшийся плечом к плечу с легионерами и погибший на Глубинных тропах в 7:5 века Бури, не состоял в Легионе Мёртвых, но был принят как брат по крови и похоронен по традициям гномов.

Название: Гномья Торговая Гильдия
Статус: действующая
Описание:
Гномья Торговая Гильдия (англ. Dwarven Merchants' Guild) – влиятельная торговая сеть наземных гномов, охватывающая весь Тедас. Некоторые члены Гильдии сами оставили Орзаммара ради выгод, которые сулит торговля на поверхности, другие же присоединились после изгнания из гномьего города.
Общество наземных гномов из высшего сословия разделено на два лагеря: кэлн, настаивающих на сохранении каст и рангов (обычно они представляют семьи аристократов и купцов), и «прижившихся», которые верят в то, что нужно оставить традиции Орзаммара под землей и жить по правилам освещенного мира.
История
Много лет назад ферелденские ремесленники относились к гномам-торговцам неприязненно, поскольку те продавали изделия, значительно превосходившие по качеству всё, что делалось на поверхности. Когда гномы только начинали торговать в городах Ферелдена, местные считали, что товары изготовили именно они, и гномы не видели причин их в этом разубеждать.
В конечном счете, гномы предложили доверить им продажу продукции всех гильдий, и люди согласились, при условии, что они не будут занижать цены на человеческие изделия сравнительно со своими. Через несколько лет это соглашение привело к созданию Гильдии Торговцев, которая по сей день ведёт всю торговлю в Ферелдене и даже за его границами, в Орлее и Вольной Марке.
Они торгуют рудой, драгоценными камнями, сталью отличной ковки, высококачественными вещами, и неимоверно дорогими слитками лириума.
Миграция некоторых членов Домов для представителей знати и торговцев Орзаммара является жизненно важной, так как обеспечивает выход на наземные рынки. Поддержание связей с Орзаммаром рассматривалось многими поколениями наземных гномов как единственный спасательный трос. Доставка наземных товаров своим сородичам под землю, а лириума и металлов на поверхность считалась не только заманчивым способом заработка, но также и своего рода священным долгом: многие наземные гномы охотно принимали ссылку и потерю касты, чтобы лучше служить своему дому или покровителю. Однако в последние годы многие наземные гномы, особенно прижившиеся, стали расширяться. Они открыли банки, наемнические гильдии, стали водить торговые караваны. Они стали инвесторами и спекулянтами в сугубо наземных видах деятельности. Эти новые предприятия приносят им огромное богатство, но более консервативные гномы, продолжающие поддерживать связь с Орзаммаром, смотрят на своих предприимчивых сородичей свысока.
Для менее зажиточного гнома-наземника связь с могущественной кэлной может открыть множество дверей. Они могут получить кредит от гномьих торговцев и вакансии от мощной торговой гильдии с куда большей вероятностью, чем некто у кого возможно, и больший профессионализм, но заметно меньше связей.
Организация
Торговая Гильдия это мир в себе. Членство в Гильдии дает доступ к власти и богатство, а потому заполучить его весьма сложно. Однако попытка покинуть Гильдию считается тяжким преступлением, караемым смертью. Как и представители каст в Орзаммаре, члены Гильдии не гнушаются жестоких интриг и заговоров в попытке возвысится над остальными.
Гильдией управляет Совет, регулярно проводящий заседания на которых решается дальнейшая судьба организации. Пропуск такого собрание считается оскорбительным. Члены Совета зовутся деширами, как и члены Ассамблеи Орзаммара.
Деятельность
Гильдия в Киркволле, по словам Варрика Тетраса, конкурирует с Обществом, так как обе организации занимаются контрабандой, сбытом краденного и прочей незаконной деятельность. Одной из обязанностей Варрика являлось урегулирование то и дело вспыхивающих конфликтов.
Отношения Гильдии с Хартией строятся на взаимовыгоде: некоторые гномы являются одновременно членами Хартии и Гильди, их связи облегчают выход на черные рынки Орзаммара.
Сотрудничество с Гильдией не всегда несет прибыль, зачастую это связано с так называемыми "пошлинами" и процентами за посредничество.

Название: Совет
Статус: действующий
Описание:
Совет (англ. The Assembly) — основной законодательный политический орган королевства гномов.

В Орзаммаре Совет распологается в зале Совета, что в Алмазном зале и является вторым по влиянию, уступая лишь королю или королеве Орзаммара, но способный во многих случаях заменить королевскую власть. Все члены Совета родом из самых благородных Домов Орзаммара и здесь нет представителей любых других каст.

В древней империи гномов, по крайней мере, до первого Мора, каждое королевство имело свой Совет, который, однако, хранил верность столице империи, Орзаммару. Однако после того, как в 9:12 Дракона Орзаммар обнаружил, что Кэл Шарок выжил, Совет Кэл Шарока отказывается признавать короля или королеву Орзаммара, несмотря на протесты последнего. Также известно, что членом Совета Кэл Шарока может быть гном из любой касты. Заседания Совета в Кэл Шароке проводятся в тейге Шэроковар.

Содержание[развернуть]
Совет Орзаммара
Структура
Руководитель Совета
Руководитель Совета — одна из самых высокопоставленных должностей в обществе Орзаммара. Руководитель — это широко признанный и уважаемых лорд, который следит за ходом заседаний Совета. Из-за своей нейтральной позиции он не может высказывать своё мнение и не имеет права голоса. Он также имеет власть над городской стражей, по крайней мере во времена, когда нет короля.
Во время пятого Мора должность руководителя Совета занимает Банделор. Так же известно, что за всю историю Дома Тетрас, три его члена занимали эту должность.
Дешир
Члены Совета известны как «дешир», что можно примерно перевести как «лорд Совета». Их иногда называют, возможно в шутку, «глубокие лорды». Во время событий Пятого Мора Совет состоит из восьмидесяти деширов, родом из самых влиятельных благородных Домов города. Право благородного дома, претендующего на голос в Совете, основывается на том, имеется ли у него деширы или Совершенные среди своих предков. Таким образом, число членов Совета может колебаться.
Для того чтобы стать членом Совета, сначала там должно появиться свободное место и обычно это происходит после смерти или отставки одного из членов. Если такое место имеется, действующий член Совета назначает кандидата, который должен быть одобрен минимум третью Совета. Отставки бывают редко, деширы остаются на своей должности до конца жизни, ровно как и короли. Для того чтобы войти в Совет обычно требуется потратить много денег, которые идут на установление политических союзов и взяток.
Функции
Совет, как законодательный орган, принимает законы и даёт советы королю и, в меньшей степени, исполняет роль судебной системы. Любой дешир может выдвинуть предложение или проект закона для обсуждения. Предлагаемый закон должен быть ратифицирован большинством голосов членов Совета, прежде чем станет официальным законом. Дебаты по таким предложениям в некоторых случаях длятся годами. Также Совет участвует в судьбе тех, кто совершил серьёзные преступления, например, убийство короля, и определяет их наказание. Следует отметить, что в древние времена наказание в виде изгнания применялось в очень редких случаях, так как считалось одним из самых жестоких.
Когда собрание принимает закон, он записывается в Хроники.
Король или королева также могут вносить предложения на рассмотрение, но они рассматриваются таким же образом, как если бы это предложение было сделано деширом. Когда Совет собирается принять закон, который не был принят единогласно, король или королева может отклонить его и  отправить закон обратно на рассмотрение для дальнейшего обсуждения. Это может повторяться неограниченное количество раз.
Если обсуждение Совета зашло в тупик и выхода из этой ситуации нет, то обычно это имеет катастрофические последствия для города, особенно когда речь заходит о выборе короля. Кровопролитие и хаос царит в то время, когда идёт война за власть. Короли и королевы имеют более веский голос в Совете, но это, как правило, не имеет значения. Убийство, шантаж и предательство сопутствуют дебатам, когда разные кандидаты борются за право стать королём. Члены Совета находятся в опасности в такие времена, поскольку их могут убить ради освобождения места в Совете.
Традиционно король назначает своего преемника, обычно старшего сына, тем самым делая его первым кандидатом на эту должность. Это не гарантирует того, что именно наследник станет королём, так как Совет не должен безоговорочно подчиняться королю в этом плане, но в большинстве случаев именно выдвинутый отпрыск правителя попадает на трон. Так же своим наследником может быть названа и дочь.
В дополнение к голосованию за нового короля, Совет также голосует за новых Совершенных, задача, возможно, даже более сложная, чем выбор короля. Объявление гнома Совершенным, по факту является объявлением о появлении нового благородного Дома, поскольку Совершенный и его семья становятся благородными. С этого момента они имеют право на собственного дешира в Совете. Известно, что Совершенный Эдукан был единогласно выбран Советом, за исключением одного воздержавшегося, в то время как Воллней стал Совершенным с перевесом всего в один голос.

Название: Ша-бритолы
Статус: действующие
Описание:
Ша-бритолы (англ. Sha-Brytols, в переводе с языка гномов — «почтительные защитники») — это группа древних гномов, оккупировавшая пещеры глубоко под Глубинными тропами и защищающая их от вторжения извне; судя по всему, они неким таинственным образом связаны с титанами, и всех разумных существ, не являющихся ша-бритолами, считают «нечистыми», а значит – и не имеющими права на жизнь.

Содержание[развернуть]
Описание
Спойлер daid
Мало что известно о ша-бритолах, исключая тот факт, что эта организация сформировалась задолго до Первого Мора и нашествия порождений тьмы. Согласно утверждениям летописицы Валты, изначальная цель ша-бритолов давно потеряна, а их теперешний образ жизни являет собой лишь искаженное подобие того, чем они занимались изначально.

Судя по всему, эти гномы бессмертны, поскольку не нуждаются ни в еде, ни в отдыхе, вместо этого питаясь лириумом, кровью титана, и нося доспехи с вплетенными в них лириумными жилами, что срастаются с их собственной плотью. Также ша-бритолы используют искусно сделанное оружие: скорострельные арбалеты (напоминающие Бьянку Варрика Тетраса), землетрясы и прочие приспособления, позволяющие им менять поле боя так, как им заблагорассудится.

Также Валта предполагает, что, поскольку ша-бритолы где-то достают свою броню, у них должен быть собственный тейг, местонахождение которого, к сожалению, едва ли удастся установить.
Участие в сюжете
Спойлер daid
Как только отряд Инквизитора спускается в Забытые пещеры, их атакует группа ша-бритолов, что смертельно ранит лейтенанта Ренна. Все попытки договориться с этими гномами терпят провал: возможно, ша-бритолы их даже не слышат или же не используют речь для общения, поскольку даже в бою они не произносят ни единого слова.

Пробиваясь сквозь ряды врагов, группа продолжает двигаться дальше, несмотря на все препятствия минуя Бастион Безупречных и достигая Источника, где Валта обретает связь с титаном.

После этого нападения ша-бритолов прекращаются: чувствуя, что теперь Валте покровительствует титан, они не рискуют атаковать ее, вместо этого даже предлагая летописице комплект своей брони, от которой она, впрочем, отказывается. По ее собственным словам, ша-бритолы по отношению к ней испытывают и страх, и любовь, так что Валте позволяется безнаказанно исследовать Источник, пока ша-бритолы опасливо наблюдают за ней со стороны.

Название: Хранители Орзаммара
Статус: действующий
Описание:
Каменотёсы – историки, учёные, составители генеалогии и философы гномов. Их работа почитается едва ли не как священная. Хранители должны быть непричастными к политике и их работа направлена исключительно на записывание и сохранение воспоминаний, что, конечно, невозможно. Стать одним из Каменотёсов может только тот, кто идёт дорогой Камня. Это глубокая, узкая и часто опасная тропа, но те, кто желает трудиться на ниве памяти, должны прежде всего отдать ей должное. Описать Камень, сберечь Её и представить новую историю для Хроник. Лишь тогда Хранители благословят присоединение к ним.

Существует три типа объединения Каменотесов - Мастерские. Наиболее выдающаяся из них - Мастерская Памяти. Она расположена в квартале знати Орзаммара, основная её задача записывать и сохранять летописи, называемые Памятью. Хранители имеют право вычёркивать из летописей имена гномов, а это будет значить, что теперь для Орзаммара они существовать не будут. Летописцы вычёркивают имена неприкасаемых, чьи далёкие предки совершили какое-то преступление, и других гномов. Также есть Мастерская Камня, которая отвечает за мирские записи о трудовом стаже и браках, и практически ликвидированная Мастерская Големов, члены которой следят за сохранностью големов.

Деятельность
Основной задачей Каменотёсов является запечатление в лириуме всех событий, происходящих в обществе гномов. Они фиксируют браки, смерти и рождения, на основе которых составляют подробные родословные, позволяющие в случае споров разрешить, к примеру, какой семье принадлежит участок земли.

Каменотёсам рекомендовано путешествовать по Глубинным тропам в поисках давно погребённых исторических фактов. Они выполняют работу намного более опасную, чем обычная рутина библиотекарей или архивариусов. Но по мнению гномов обретение потерянных знаний того стоит.

«Каменотёс должен мыслить за рамками привычного в своем поиске тайн на отдаленных рубежах, или погребённых секретов на заброшенных тропах», — утверждается в «Жизни Каменотёса», авторитетного справочника об организации. — «Чтобы вернуться, каменотёс сначала должен уйти».
Орден Хранителей — основной источник просвещения в Орзаммаре, могущий предоставить гномам-учёным огромные массивы информации. Гномы любого сословия могут воспользоваться знаниями Каменотёсов, порой в их залы пускают даже тех, кто лишен касты. Некоторые Каменотёсы в обмен на поддержку и защиту благородных Домов ведут усердные исследования тем, интересующих их покровителей.

Так как их суждения считаются беспристрастными, Хранители часто выступают в роли судей в конфликтах. Однако с более деликатными вопросами — убийство члена королевской семьи или избрание нового Совершенного — разбирается Совет.

Однако не все данные, хранимые Каменотёсами, являются в полной мере достоверными. Из хроник часто изымаются «недостойные» или омрачающие историю гномов факты. К примеру, записи не подлежит всё, что связано с бескастовыми гномами, а тех кто был лишён касты за некий проступок вычёркивают из хроник, словно его никогда не существовало. Ко всему прочему, достаточно влиятельный Дом может добиться «потери» неудобных для него фактов.

Иерархия
У каждой Мастерской Каменотёсов есть лидер. В Мастерской Памяти главенствует Хранитель Памяти, носящий титул Лорд Хранитель. Мастреской Големов заведует Хранитель Големов. Эта должность, как и сама мастерская, к Веку Дракона почти упразднена в связи с отсутствием достаточного числа големов в распоряжении Орзаммара. Хранители Камня, глава Мастерской Камня, занят ведением записей о браках и другой мирской информацией.

Известные ранги:
Хранитель Знаний
Хранитель
Помощник Хранителя
Хранитель-летописец

Название: Хартия
Статус: действующая
Описание:
Хартия в основном состоит из Неприкасаемых, вынужденных становится преступниками ради выживания. Обреченные жить в ветхих трущобах на социальных и экономических задворках могучей гномьей столицы, большинство этих гномов приходят к попрошайничеству, проституции либо воровству и попадают под влияние Хартии.

Главы Хартии
В начале Пятого Мора лидером Хартии в Оразммаре являлся Берат, представитель Касты торговцев. После его смерти власть перешла его "правой и левой рукам": Джарвии и Каршулу.

История
История Хартии насчитывает века. Именно ее черный рынок обеспечивает Орзаммар многими товарами с поверхности. В годы перед Пятым Мором Хартия значительно набрала влияние и стала представлять угрозу для жителей Орзаммара. "Тряпки" смело шагали по улицам города и не таясь занимались запугиванием и вымогательством среди торговцев. Однако со смертью Берата ситуация изменилась.

Герой Ферелдена, добиваясь поддержки гномов в борьбе с архидемоном Уртемиэлем, значительно уменьшает ряды этой банды. Не в силах возродить свое былое величие в Орзаммаре, Хартия обратила свое внимание «наверх». С помощью гномов, живущих на поверхности, она начала контрабандно переправлять между Орзаммаром и людскими городами оружие, лириум, наземные ценности, рабов и прочие товары. К примеру, в Киркволле Хартия быстро расширила свое влияние, став одной из могущественнейших преступных группировок города.

Несмотря на то, что дела Хартии процветают, члены ее по-прежнему отличаются безудержностью и склонностью к насилию. Не имея сильного предводителя, который мог бы обуздать их выходки, они почти что лишились гномьих понятий о чести и запросто нарушают клятвы, обманывают союзников и проваливают сделки.

Участие в сюжете
Dragon Age: Начало
Спойлер Origins
Иконка вариантов Серый Страж — гном-простолюдин:
Будущий(-ая) Герой/Героиня Ферелдена — член Хартии, вынужденный(-ая) работать на Берата. Его/ее сводная сестра Рика также работает на Хартию, в качестве охотницы за знатью. В ходе выполнения очередного поручения Берата, гному-простолюдину приходится выдать себя за представителя знати и сразиться на Испытаниях. После раскрытия обмана его/ее заключают в тюрьму, но ему/ей удается бежать и убить Берата. После этого власть переходит к помощнице и любовнице Берата Джарвии.
Серый Страж сталкивается с Хартией во время посещения Орзаммара. Кандидат на трон попросит его/ее проникнуть в логово Хартии и уничтожить бандитов, терроризирующих город. В обмен на это Белен Эдукан/Пирал Харроумонт согласится поддержать Серых Стражей в борьбе с Мором. В ходе этой стычки Страж убивает Джарвию, лишая Хартию лидера.
Dragon Age Legends
Спойлер dal
«За Кайтен!» — Виконт Рави
Эта статья содержит спойлеры из Dragon Age Legends. Нажмите здесь, чтобы показать их.
Dragon Age II
Спойлер da2
После неудач в Оразммаре Хартия обратила внимание на поверхность. В квесте "Низкий город" Хоук уничтожает банду Подрезков, отвечающее за контрабанду оружия подразделение Хартии под руководством гнома Канки Молотонога.

Иконка вариантов Орзаммаром правит Белен Эдукан:
Король Орзаммара тайно нанимает Хартию для убийства последнего представителя рода Харроумонтов, традиционно являвшихся противниками каких-либо изменений в гномьем обществе, в частности, расширения прав неприкасаемых.
Одно из подразделений Хартии по непонятным причинам стремится завладеть "кровью Хоуков" и выпустить нечто могущественное из тюрьмы Серых Стражей в горах Виммарк. От хартийских контактов Варрика Хоук узнает, что конкретно эта группа "ведет себя странно".

Как выясняется позднее Серый Страж Джанека сумела заразить членов Хартии скверной, тем самым дав им попасть под влияние древнего порождения тьмы, желающего освободиться от оков. Хоук убил(а) Ратигана, лидера группы, и забрал(а) Ключ Хоука с его тела.
Dragon Age: Инквизиция
Спойлер dai
Иконка вариантов Инквизитор — гном:
Вестник Андрасте — представитель наземного Дома Кадаш, член Хартии, отправленный(-ая) на Конклав в качестве шпиона.
В ходе поиска источника красного лириума Инквизиции удается выяснить, что Хартия занимается его добычей в тэйге Валамар.