Церковный календарь
Церковный календарь — самый распространённый в Тедасе. Первый его год ознаменован принятием сана первой главой Церкви, Верховной Жрицей Джустинией I. В отличие от других календарей, церковный ведёт счёт времени веками, длящимися по сто лет. В 99 году каждого Века Верховная Жрица ищет событие или предзнаменование для того, чтобы определить название нового Века. Для этого они оценивают текущую ситуацию на континенте и ищут знаки, которые посылает Создатель, чтобы помочь предсказать будущее.
Сейчас в Тедасе продолжается девятая эпоха церковного календаря, называемая «Век Дракона». Предзнаменованием ей послужило возвращение считавшихся вымершими драконов. Было предсказано, что этот век станет временем великих разрушений и переворотов. Сказать, что предзнаменование было точным, будет грубым преуменьшением.
Первый Век — 1:1 Божественного — был отмечен созданием Церкви. Всё, что ему предшествует, считается Древней эрой, а года, отсчитываемые в обратную сторону, записываются со знаком минус.
Месяцы
Существующее сегодня деление на двенадцать месяцев и четыре сезона уходит корням в ранние годы существования Империи Тевинтер. Кроме церковных праздников, добавленных после Второго Мора, месяцы и главные сезонные праздники остаются неизменными более двух тысяч лет.
У каждого из тридцатидневных месяцев есть «низкое» название, широко используемое в простонародье, а также официальное «высокое» название. Варианты названий, пришедшие из изначального языка Тевинтера, применяют только судьи и учёные.
Время года | Название месяцев | ||
Простонародное | Высокое | ||
Первый День | |||
Зима | Зимоход | Верименсис | 1 |
Проводы Зимы | |||
Весна | Страж | Плутанис | 2 |
Дракконис | Нубулис | 3 | |
Облачник | Элувиеста | 4 | |
День Лета | |||
Лето | Волноцвет | Молиорис | 5 |
Джустиниан | Фервентис | 6 | |
Утешник | Солис | 7 | |
Фуналис | |||
Осень | Август | Матриналис | 8 |
Царепуть | Парвулис | 9 | |
Жнивень | Фрументум | 10 | |
Сатиналия | |||
Зима | Первопад | Умбралис | 11 |
Харинг | Кассус | 12 |
Тевинтерский календарь
Народ Империи Тевинтер без почтения относится к авторитету Белой Церкви и ее календарю. Граждане Империи пользуются собственным календарем, чье летоисчисление предшествует Церковному более чем на тысячу лет. Точкой отсчета в календаре Тевинтера является дата основания Империи и коронации первого Архонта, принятая за 0 год ИТ. Годы более древней истории отсчитываются в обратную сторону со знаком минус, как и в церковном календаре.
Тевинтер оставил использование своего календаря вскоре после появления церковного, но вернулся к нему после раскола Церкви.
Эльфийский календарь
Начало календарю эльфов было положено с возникновением города Арлатан. Он использовался более шести тысяч лет, но был запрещен, когда Империя разрушила Арлатан и поработила расу эльфов. Современные ученые за пределами Тевинтера признают существование оригинального эльфийского календаря, хотя лишь несколько ключевых для эльфов дат сохранились спустя столь долгий срок. Основание Арлатана обозначается, как 1 ОА — самая ранняя известная дата в истории Тедаса.
Эльфийский | Тевинтерский | Церковный | Ключевые события |
1 ОА | -6400 ИТ | -7600 Древней | Основание Арлатана |
3000 ОА | -3405 ИТ | -4600 Древней | Контракт эльфов с гномами |
4500 ОА | -1905 ИТ | -3100 Древней | Люди открывают Тедас |
6405 ОА | 0 ИТ | -1195 Древней | Основана Империя Тевинтер |
7205 ОА | 800 ИТ | -395 Древней | Начало Первого Мора |
7430 ОА | 1025 ИТ | -170 Древней | Смерть Андрасте |
7600 ОА | 1195 ИТ | 1:1 Божественного | Основание Церкви |
7604 ОА | 1199 ИТ | 1:5 Божественного | Начало Второго Мора |
7809 ОА | 1481 ИТ | 3:87 Башен | Раскол Церкви |
7886 ОА | 1614 ИТ | 5:20 Священного | Конец Четвертого Мора |
8429 ОА | 2024 ИТ | 9:30 Дракона | Начало Пятого Мора |
8439 ОА | 2034 ИТ | 9:39-9:41 Дракона | Настоящее время |
Праздники Тедаса
В большинстве стран Тедаса — от Тевинтера до Ферелдена, отмечается пять основных праздников. Каждый из них связан со сменой времён года или — в случае Первого Дня — с началом нового года.
Первый День — традиционное начало года. В этот праздник принято навещать соседей и родственников (в случае их проживания в отдалённых местах он когда-то был ежегодной проверкой, все ли живы), а также собираться всем городом и провожать уходящий год с выпивкой и весельем.
Проводы зимы — некогда называвшийся "Урталисом" и посвящавшийся Уртемиэлю — Древнему Богу Красоты, — сегодня этот день превратился в праздник чествования Создателя. Во многих землях он знаменует конец зимы и совпадает с началом турниров и соревнований на Арене в Минратосе. В южных странах в этот день принято собираться для торговли, театральных представлений, а кое-где и договариваться о свадьбах. Он отмечается в начале Плутаниса.
День лета — отмечавшийся в прошлом как "Андоралис" и посвящавшийся Андоралу — Древнему Богу Единства, — это праздник начала лета, время радости и, часто, свадеб. Юноши и девушки, достигшие совершеннолетия, одеваются в белые туники и платья. Все они собираются и идут величественной процессией через город к местной Церкви, где их учат ответственности взрослой жизни. День лета — особо значимое событие в Орлее. Отмечается в начале Молиориса.
Фуналис — когда-то этот праздник посвящался Древнему Богу Тишины — Думату. Однако после пробуждения Думата в Первый Мор жители Тедаса не обращают внимания на любую давнюю связь между днём и драконом. Сегодня же он стал Днём Всех Душ и проводится в смиренном поминовении усопших. В некоторых северных странах люди наряжаются духами и ходят по улицам после полуночи. Церковь же использует этот праздник как напоминание о смерти Андрасте: разжигаются костры — символы её жертвы, показываются постановки, изображающие её гибель. Фуналис отмечается в начале Матриналиса.
Сатиналия — бывший праздник Древней Богини Свободы — Зазикель, — сегодня связывается со второй луной, Сатиной. В этот сумасбродный день многие надевают маски, и жители объявляют городского дурачка правителем на день. В Антиве Сатиналия длится неделю, а иногда и больше, за ней следует неделя поста. В более набожных странах в этот день принято устраивать пиры и дарить подарки. Сатиналия празднуется в начале Умбралиса.
Таблица веков
Название | Предзнаменование |
Древние Времена (До 1:1) | До создания Церкви |
Божественный Век (1:1-1:99) | Джустиния I стала Верховной Жрицей. Официальное создание Церкви. |
Век Славы (2:1-2:99) | Предсказание великого возрождения после опустошения — Архидемон пал, Второй Мор окончен. |
Век Башен (3:1-3:99) | Завершение строительства Великого Собора в Вал Руайо, башни которого видны на мили вокруг. |
Чёрный Век (4:1-4:99) | Церковь призывает к возмездию «Чёрного Жреца» Имперской Церкви. Священный поход ради искоренения ереси в Тевинтере. |
Священный Век (5:1-5:99) | Период непрекращающейся войны с Империей Тевинтер. Начало Священных походов и Мора. |
Век Стали (6:1-6:99) | Королева Антивы была найдена убитой с четырьмя стальными мечами в груди. |
Век Бурь (7:1-7:99) | Разгар войны с кунари. Лидеры Тедаса призывали великим штормом насилия нанести удар по захватчикам и изгнать их. |
Благословлённый Век (8:1-8:99) | У императора Орлея родились близнецы. Представлялся веком щедрости и процветания. |
Век Дракона (9:1-9:99) | Возвращение драконов, долгое время считавшихся вымершими. Предсказано веком войн и катаклизмов. |